Для большинства наших соотечественников Египет это пляжи Хургады и Шарма, а также назойливые торговцы непритязательными сувенирами, скопление русскоязычных туристов и прочие «радости» чартерного отдыха. Что еще здесь можно найти? Чтобы ответить на этот вопрос, я десантировался как-то раз в Каирский международный аэропорт.
В Москве 9 миллионов населения и еще столько же нелегально въехавших иммигрантов. В Каире вполне законно проживают около 20 миллионов человек. И в то утро, когда мы решили начать нашу обширную ознакомительную программу, все эти 20 миллионов, конечно же, вышли на городские улицы, чтобы развлечь нас. Пешеходы здесь бегут по шоссе наравне с машинами, стараясь впрыгнуть в переполненный микроавтобус, который никогда не останавливается. Из него точно так же, на полном ходу, прямо в рой автомобилей соскакивают пассажиры и пытаются добраться до обочины непокалеченными. Светофоров в Каире не слишком много, а регулировщикам больше нравится беседовать на повышенных тонах с водителями, чем регулировать дорожное движение.
Попадая в такой мир, турист очень скоро впадает в состояние культурного шока, но сами египтяне не ощущают дискомфорта. Часто можно наблюдать, как посреди этого месива, не глядя по сторонам, ревущее шоссе пересекает велосипедист, на голове которого невесть как держится огромный лоток с лепешками.
Отдельного исследования заслуживают египетские такси, представленные древними итальянскими «фиатами», французскими автомобилями неизвестных марок и советскими «жигулями». Английский язык водителей крайне скуден, как и набор мест, к которым они знают дорогу. Кое-кто из них догадывается, что Гиза это где-то за Нилом, а площадь Тахрир где-то в центре. Но что такое Train Station, им придется описывать. Платить таксистам следует в тот момент, когда все пассажиры уже вышли из машины: нужно протянуть деньги через окно, после чего быстро удалиться, не слушая гневных проклятий. Сдачи с крупных банкнот у них не бывает, поэтому запаситесь промасленными измятыми фунтовыми бумажками, чтобы высчитать четыре фунта ни пиастра больше.
Ворота цитадели Салах-эд-Дина, когда мы подошли к ним, оказались заперты. Из тени пальм выплыли два интеллигентных араба и сообщили, что цитадель закрыта на молитву, но они могут провести нас к Голубой мечети, построенной при царе Горохе, в которую еще не ступала нога туриста. На стенах там сохранилась уникальная голубая эмаль. Потом уже мы узнали, что арабы нас надули, цитадель работала, просто вход расположен с другой стороны.
В полуразрушенной Голубой мечети нас ожидал сюрприз проводники сообщили, что за услугу мы должны им 40 фунтов. Как выяснилось позже, вход в мечеть, вообще-то, не может быть платным. Поэтому бедуину, который при входе в знаменитую мечеть Ибн-Тулуна требует с туристов по десять фунтов, мы сказали, что готовы дать хоть 100 фунтов, но в обмен на билеты: «No ticket no ten pound».
Самые потрясающие отношения с египтянами устанавливаются на рынке. Уж что-что, а надувать европейцев арабы навострились еще в эпоху крестовых походов. Видимо, именно тогда в лучших домах крестоносцев появились поддельные папирусы, расслаивающиеся от времени базальтовые скарабеи, фигурки Нефертити с лицами, соответствующими описаниям из книги Ломброзо«Типы преступников».
Из Каира, наняв машину на целый день за 60 фунтов (12 долларов), мы отправились в Гизу на поклон к пирамидам. Если приехать туда часам к девяти утра, то народу еще нет, и фотографии можно сделать самые лучшие. Ближе к полудню съезжаются автобусы с русскоязычными туристическими группами и египетскими школьниками (каждый из них пытается получить снимок с белым человеком).
Одна из любопытных достопримечательностей Гизы «Деревня фараонов». Неутомимый египетский историк доктор Рагаб, прославившийся в свое время восстановлением технологии изготовления папируса, решил воссоздать и жизнь древнего Египта. Теперь туристы имеют возможность прокатиться на катере вокруг небольшого островка посреди Нила, наблюдая, как переодетые в туники местные жители пашут землю на волах, выращивают нут, снимают урожай фиников или ловят рыбку в мутной, как и тысячи лет назад, нильской воде. Работают египтяне неохотно и бросают мотыгу, как только катер скрывается из виду. На самом острове гиды, владеющие всеми европейскими языками (в том числе русским), показывают древнеегипетский храм, гробницу и жилище. Повсюду стоят статуи богов, растет папирус. Здесь же в мастерских этот папирус превращают в соответствующие листы.
Открою тайну для русского туриста: в Египте еще полно пирамид, и не менее впечатляющих, чем три гиганта в Гизе. Мы были в Саккаре, где осмотрели ступенчатую, самую древнюю пирамиду Джосера, и южнее, в Дахшуре, где видели уникальную Ломаную пирамиду и очень любопытную Красную. У последней туристов вообще нет, и мы ехали туда в сопровождении вооруженного охранника, севшего в нашу машину на очередном КПП. Помимо археологических восторгов такое путешествие дает хорошую возможность изучить жизнь сельского Египта. Здесь люди ездят на ишаках и носят на голове баулы с едой. У местных детей наш водитель купил миску спелых желтых фиников за один фунт и несколько горячих клубней батата. Они пекут его в железных печурках прямо вдоль дороги.
Последний день в Каире мы посвятили осмотру его северо-западных окрестностей ведь именно там, в пустыне, на дороге в Александрию расположен знаменитый верблюжий рынок. Наше появление на нем произвело сенсацию. Верблюды и их погонщики, темные нубийцы в бурнусах и халатах, прервали общение и устремились к нам. Ситуацию разрулил директор рынка, который согласился крышевать нас за пять фунтов с носа, после чего мы получили возможность прогуляться по этому адовому торжищу. Одно я уяснил твердо: если на вас бежит верблюд, нужно стоять на месте он подумает, что это столб, и обогнет вас. Если же начнете шарахаться из стороны в сторону, столкновение с безумным 500-килограммовым дромадером неизбежно. Кстати, приличный верблюд стоит 300-400 долларов.
Вечером мы отправились на вокзал. Комфортабельный сидячий поезд первого класса должен был доставить нас в Луксор древние египетские Фивы, где провел свою молодость Тутанхамон, не доживший до более зрелого возраста. На вокзале пассажиров подвергают тотальной проверке, но для туристов выход на перрон свободный, так что на платформе мы наконец смогли отдохнуть от каирской суеты, насладиться спокойствием. И странно было, когда какой-то грязный бедуин в халате принялся приставать к нам, а туристическая полиция, обычно чувствительная к таким вещам, реагировала абсолютно спокойно. Через несколько секунд выяснилось, что этот человек специальный служащий вокзала. Он всего лишь пытался проводить нас в вагон и, сделав свою работу, потребовал мзду… Но если бы мы каждому в Египте давали «бакшиш», то денег нам понадобилось бы в два раза больше.
По прибытии в Луксор мы сразу договорились с местным гидом о двух экскурсиях: на Западный берег и в Дендере, где находится малоизвестный храм богини Хатхор эпохи Нового царства, и наутро получили автомобиль эпохи Нового царства. В тот день мы побывали в Долине царей, осмотрели храм царицы Хатшепсут, потрясающий храм в Мединет-Абу и «поющих» колоссов Мемнона. Напоследок наш водитель Ахмед завез нас в один из многочисленных сувенирных магазинов Луксора (здесь каждый Ахмед водит туристов в лавочку кого-нибудь из своих партнеров), где в изобилии были представлены базальтовые кошки, скарабеи, Нефертёти, головы Тутанхамона и масса других никчемных вещей для домашнего уюта.
До Дендере всех иностранных путешественников везут только в составе каравана в целях безопасности. (Кстати, дорога проходит через город Кену родину президента Египта Хосни Мубарака.) Там находится чудесно сохранившийся храм богини Хатхор, внутри которого есть фрески, изображающие Цезаря и Клеопатру в древнеегипетском одеянии. Народу мало, можно бродить несколько часов, осматривая камеры, башни, любуясь сверху видом на оазис посреди пустыни.
Возле храма малолетние египетские бизнесмены торгуют белыми арабскими платками. Мы такой уже приобрели в Гизе, поэтому мольбы мальчика нас не тронули. Напротив, я цинично предложил ему за всю корзину 25 пиастров. И представьте он понял наш русский юмор, засмеялся. Все-таки как бы ни были прекрасны достопримечательности Каира, Луксора, Александрии, удивительный колорит Египта невозможно ощутить, если не нырнуть в самую гущу его народа.